Экология молокана татарского
Молокан — ксерофит с глубоко проникающей корневой системой, способной доставать воду из подпочвы и запасающий воду в мощно развитой корневой системе, богатой паренхимными тканями и пронизанной в коровой части густой сетью млечников.
Листья тоже ксерофильного типа; они покрыты толстой кутикулой и восковым налетом, средние и верхние стеблевые несколько фотометрич-ны. Транспирационный коэффициент в полтора раза выше, чем у пшеницы, и равен в среднем 603 (Бажанов, 1915), поэтому молокан перехватывает воду у культурных растений и сильно иссушает почву. Хорошо переносит атмосферную и почвенную засуху и быстро развивает придаточные корни при увлажнении почвы дождем.
Типичные местообитания молокана характеризуются чаще всего сухостепным и среднестепным увлажнением (Раменский и др., 1956). Растет на участках, где грунтовые воды залегают на глубине от 120 см до нескольких метров (Никитин, 1957). Переносит затопление водой (Левина, 1956).
Молокан светолюбив, о чем свидетельствует распространение его на открытых местах. Произрастая в затенении в колках или в зарослях и посадках кустарников, он сильно вытягивается, побеги слабо ветвятся и могут достигать 150—190 см.
Благодаря погруженности в почву зимующих органов и почек возобновления молокан переносит большие морозы и может расти в областях, где зимние минимумы температуры почвы достигают минус 40° при маломощном снеговом покрове. Вегетация его начинается в конце апреля и заканчивается с первым снегопадом и морозами, во время которых надземные побеги отмирают. Весенние заморозки переносит, при этом в листьях вырабатывается много анто-циана и они окрашиваются в красновато-бурый цвет.
Отношение молокана к богатству и засоленности почвы сильно варьирует (Раменский и др., 1956). Произрастание молокана на сильно засоленных почвах отмечают многие авторы (Бажанов, 1922, 1929; Суднов, 1946; Красовский, 1949; Казакевич, 1951; Бахтизин, Рахимов, 1958; и др.). А.И.Мальцев (1933) относит его к солелюбивым растениям. Он растет на почвах разного механического состава— от песчаных до тяжелых суглинков, часто является пионером на крутых обнаженных склонах оврагов, прибрежных речных и морских песках. Молокан встречается как в естественных фитоценозах, так и в агроценозах. Он растет в оазисах Туркмении как сопутствующий вид в тростниковой ассоциации'(Никитин, 1957). На Волго-Ураль-ском междуречье встречен также в зарослях тростника, в составе лугово-болотной растительности по днищу пересохшей речки вместе с Typha angustifolia L., Bulboschoenus maritimus (L.) Palla, Alisma plantago-aquatica L., Gypsophila trichotoma Wend, и др., по берегу р. Малого Узеня в разнотравно-вейниковой ассоциации (Левина, 1956); в житняковой (из Agropyron pectiniforme Roem. et Schult.) и разнотравной ассоциации по берегам лиманов Прикаспийской низменности (Манохина и др., 1956); в ассоциации Agropyron ramosum Richt. (Фурсаев и др., 1956). П. Н. Красовский (1949), Л. И. Казакевич и Б. М. Смирнов (1950) считают прибрежную растительность для молокана его естественным фитоценозом, откуда он заносится в посевы и другие места. Встречается молокан в небольшом числе в осиновых колках Северного Казахстана и по их опушкам в густых зарослях Spiraea crenata L. и 5. hypericifolia L. E. К. Кох (1952) отмечает высокое обилие молокана в изреженных посадках сосны в ассоциациях Роа angustifolia L. и Artemisia austriaca /ас£. М.С. Ги-ляров (1951) считает, что молокан, как и многие другие сорные растения, поселился сначала на выбросах грызунов, откуда потом распространился на прилегающие территории.
Молокан растет на разновозрастных залежах, на нарушенных и пахотных землях, засоряя абсолютно все культуры на полях, в садах, на бахчах, огородах, лесополосах, а также часто растет вдоль каналов, дорог, на железнодорожных насыпях. На молодых залежах растет часто большими куртинами или латками, занимающими площадь в несколько м2 (иногда десятки м2). Внутри куртин он образует чистые или почти чистые заросли с проективным покрытием до 90—95%, где на 1 м2 может приходиться до 250 побегов молокана. По мере старения залежи обилие снижается, но он может сохраняться в сильно угнетенном, покоящемся состоянии в течение 17—20 лет (Смирнов, 1956).
При большом обилии, когда молокан образует густую сеть корней, пронизывающих большие объемы почвы, он сильно иссушает почву, поглощает большое количество элементов минерального питания, его густые заросли затеняют соседние растения, поэтому он играет значительную средообразующую роль и обладает большой конкурентной способностью. Угнетающе действует молокан не только на другие сорняки и культурные травянистые растения, но и на рост молодых одно- и двулетних дубков, посеянных на лесных полосах на юго-востоке европейской части СССР, снижая годовой прирост и уменьшая олиственность их побегов (Былова, 1960 а, б, 1962). На пырейных залежах корни молокана, лишенные механических тканей, легко пронзаются острыми «шильцами» корневищ пырея.